Вышел в прокат французский фильм, участвовавший в конкурсной программе Берлинале, «Монахиня» (La Religieuse) Гийома Никлу.
Режиссер осуществил свою давнюю мечту: экранизировал одноименный роман Дени Дидро. Так почему Никлу взялся за произведение 18-ого века, в чём его актуальность в наши дни? Неужели именно отсюда идут корни французской liberté или же режиссер-атеист пытается найти причины исчезновения веры во французском обществе? Обо всём по порядку.
Франция, 60-е годы 18-ого столетия. Молодой человек возвращается домой, к отцу, который серьёзно болен. На столе отца он замечает рукопись «Мемуары Сюзанны Симонен». «Отец мой был адвокатом. Он женился на моей матери, будучи уже немолодым, и имел от нее трёх дочерей», - повествуют первые строки. Сюзанна (Полин Этьен), красивая и музыкально одаренная барышня, по неосторожности признается матери в своей любви к Богу. Та, в свою очередь, чтобы успешно выдать двух старших дочерей замуж и не заботиться о приданом для младшей, отправляет Сюзанну в монастырь. Поначалу девушка думает, что проведет в нём всего год, но семейный священник, приехавший к ней, сообщает неприятную весть: согласно решению родителей, она должна принять постриг. Сюзанна не имеет ни малейшего желания оставаться в монастыре. Кроме того, она узнает, что является незаконорожденным ребенком. Мать умоляет Сюзанну искупить её грехи и остаться в монастыре. Девушка с тяжелым сердцем соглашается. Её жизнь среди монахинь превращается в ад, когда на смену сердобольной пожилой наставнице приходит садистка сестра Кристина (Луиз Бургуан). Сюзанна пытается найти способ покинуть монастырь и хочет отказаться от своих клятв. Испытав множество унижений, девушка оказывается в новом монастыре. Несмотря на удобную келью и доброжелательных монахинь, жизнь в нём тоже непроста: Сюзанна становится фавориткой настоятельницы, сестры Терезы (Изабель Юппер), проявляющей к новенькой совсем не сестринские чувства.

Для режиссера Гийома Никлу «Монахиня» стала делом жизни. «Я вынашивал этот проект со своей юности, когда впервые прочитал роман», - признался режиссер, собиравшийся по молодости отправиться в духовную семинарию. Но, в 14 лет познав панк и «дела греховные», быстро отказался от этой идеи.

Только два года назад Никлу смог приступить к адаптации романа Дидро. Режиссер, ставший к этому времени атеистом, решил не фокусироваться на антирелигиозном посыле книги и снять оду свободе. «Дидро не выступал против религии, он выступал против религиозного фанатизма. Сюзанна не отрицает свою веру в Бога, она лишь борется за то, чтобы выражать ее так, как считает правильным для себя». Во многом, именно поэтому название фильма «La religieuse» логичнее было бы перевести «верующая», но ни в коем случае ни «Монахиня». Ибо в своей вере ты свободен, а в монашеской келье, как нам показал режиссер, не всегда...
Так, «Монахиня» Дидро претерпела кое-какие изменения и стала ближе к современному миру.
«Моя семнадцатилетняя дочь в прошлом году открыла для себя эту книгу и заявила, что она до сих пор важна. Некоторые религии до сих пор относятся к женщинам очень жестоко, - сказал режиссер на пресс-конференции на Берлинале. - Мы до сих пор живем в патриархальном обществе, где женщинам отказывают в правах выражения свободы мысли по религиозным или культурным соображениям. Это и побудило меня к созданию данной картины».
Из романа Дидро читатель так и не узнает, что случилось с Сюзанной. Авторы экранизации 1966 года предложили довольно мрачную версию, тогда как у Гийома Никлу совсем другой, более гуманный взгляд на историю свободолюбивой мадемуазель Симонен. «В шестидесятых связь государства и церкви была еще слишком сильна, чтобы показывать другой финал», - считает режиссер.
Настоящим открытием фильма стала исполнительница роли Сюзанны, бельгийская актриса Полин Этьен, которую Никлу увидел в фильме Хоакима Лафосса «Частные уроки». «Я вызвал ее на прослушивание, и когда Полин вошла в комнату, я почувствовал в ней огромную внутреннюю силу, но в то же время необыкновенное спокойствие».
Этьен четыре месяца потратила на обучение пению, поскольку у её героини должен был быть прекрасный голос. Все композиции, что в кадре исполняет Полин, записаны непосредственно на площадке. Как и режиссер фильма, Этьен не верит в Бога, но это не помешало ей понять свою героиню.
В свою очередь, Изабель Юппер впервые за свою карьеру играет монахиню. «Роман Дидро я не читала, но когда взялась за него, он показался мне во многом очень забавным», - признается актриса. Возможно, этот факт несколько повлиял на игру Юппер: ее сестра Тереза смотрится немного карикатурно, но это никак не мешает общему тону картины.
Фильм Никлу многие критики сравнивают с лауреатом прошлогоднего Каннского фестиваля «За холмами» Кристиана Мунджиу. Как и в картине румынского режиссера, монастырская жизнь в драме Никлу не является чем-то чудовищным. Просто она не подходит Сюзанне, так стремящейся к свободе. Свободе выбора и свободе слова, которую Дидро воспел уже три столетия назад...