Свадьба
Шоурум
Форум
Консультации
 
Мода Шопинг Тенденции Гаджеты Авто Вкус Путешествия Увлечения
Интервью Персона Звёзды Истории Проблема
Мнение двоих Ситуация Любовь и секс Семья Дети Родня Дружба Психология
Наше здоровье Для женщин Для мужчин Аптечка Диеты Спорт Образ жизни
Beauty-обзоры Тренды Уход за собой Макияж Причёски SPA Ароматы
Мебель Интерьер Техно Ремонт Стройка Загород Ландшафт Своими руками Традиции Питомцы Идеи
Образование Работа Деньги Бизнес Тренинги Мнение профессионалов
Новости Мероприятия Репортажи Афиша
Редакционная экспертиза Журналистский эксперимент Расследования








Конкурсы
 
 



» Афиша

АФИША: «Монахиня» - очередная французская ода свободе

25.03.2013
АФИША: «Монахиня» - очередная французская ода свободе

Вышел в прокат французский фильм, участвовавший в конкурсной программе Берлинале, «Монахиня» (La Religieuse) Гийома Никлу.
Режиссер осуществил свою давнюю мечту: экранизировал одноименный роман Дени Дидро. Так почему Никлу взялся за произведение 18-ого века, в чём его актуальность в наши дни? Неужели именно отсюда идут корни французской liberté или же режиссер-атеист пытается найти причины исчезновения веры во французском обществе? Обо всём по порядку.

Франция, 60-е годы 18-ого столетия. Молодой человек возвращается домой, к отцу, который серьёзно болен. На столе отца он замечает рукопись «Мемуары Сюзанны Симонен». «Отец мой был адвокатом. Он женился на моей матери, будучи уже немолодым, и имел от нее трёх дочерей», - повествуют первые строки. Сюзанна (Полин Этьен), красивая и музыкально одаренная барышня, по неосторожности признается матери в своей любви к Богу. Та, в свою очередь, чтобы успешно выдать двух старших дочерей замуж и не заботиться о приданом для младшей, отправляет Сюзанну в монастырь. Поначалу девушка думает, что проведет в нём всего год, но семейный священник, приехавший к ней, сообщает неприятную весть: согласно решению родителей, она должна принять постриг. Сюзанна не имеет ни малейшего желания оставаться в монастыре. Кроме того, она узнает, что является незаконорожденным ребенком. Мать умоляет Сюзанну искупить её грехи и остаться в монастыре. Девушка с тяжелым сердцем соглашается. Её жизнь среди монахинь превращается в ад, когда на смену сердобольной пожилой наставнице приходит садистка сестра Кристина (Луиз Бургуан). Сюзанна пытается найти способ покинуть монастырь и хочет отказаться от своих клятв. Испытав множество унижений, девушка оказывается в новом монастыре. Несмотря на удобную келью и доброжелательных монахинь, жизнь в нём тоже непроста: Сюзанна становится фавориткой настоятельницы, сестры Терезы (Изабель Юппер), проявляющей к новенькой совсем не сестринские чувства.



Для режиссера Гийома Никлу «Монахиня» стала делом жизни. «Я вынашивал этот проект со своей юности, когда впервые прочитал роман», - признался режиссер, собиравшийся по молодости отправиться в духовную семинарию. Но, в 14 лет познав панк и «дела греховные», быстро отказался от этой идеи.



Только два года назад Никлу смог приступить к адаптации романа Дидро. Режиссер, ставший к этому времени атеистом, решил не фокусироваться на антирелигиозном посыле книги и снять оду свободе. «Дидро не выступал против религии, он выступал против религиозного фанатизма. Сюзанна не отрицает свою веру в Бога, она лишь борется за то, чтобы выражать ее так, как считает правильным для себя». Во многом, именно поэтому название фильма «La religieuse» логичнее было бы перевести «верующая», но ни в коем случае ни «Монахиня». Ибо в своей вере ты свободен, а в монашеской келье, как нам показал режиссер, не всегда...

Так, «Монахиня» Дидро претерпела кое-какие изменения и стала ближе к современному миру.
«Моя семнадцатилетняя дочь в прошлом году открыла для себя эту книгу и заявила, что она до сих пор важна. Некоторые религии до сих пор относятся к женщинам очень жестоко, - сказал режиссер на пресс-конференции на Берлинале. - Мы до сих пор живем в патриархальном обществе, где женщинам отказывают в правах выражения свободы мысли по религиозным или культурным соображениям. Это и побудило меня к созданию данной картины».

Из романа Дидро читатель так и не узнает, что случилось с Сюзанной. Авторы экранизации 1966 года предложили довольно мрачную версию, тогда как у Гийома Никлу совсем другой, более гуманный взгляд на историю свободолюбивой мадемуазель Симонен. «В шестидесятых связь государства и церкви была еще слишком сильна, чтобы показывать другой финал», - считает режиссер.
Настоящим открытием фильма стала исполнительница роли Сюзанны, бельгийская актриса Полин Этьен, которую Никлу увидел в фильме Хоакима Лафосса «Частные уроки». «Я вызвал ее на прослушивание, и когда Полин вошла в комнату, я почувствовал в ней огромную внутреннюю силу, но в то же время необыкновенное спокойствие».
Этьен четыре месяца потратила на обучение пению, поскольку у её героини должен был быть прекрасный голос. Все композиции, что в кадре исполняет Полин, записаны непосредственно на площадке. Как и режиссер фильма, Этьен не верит в Бога, но это не помешало ей понять свою героиню.
В свою очередь, Изабель Юппер впервые за свою карьеру играет монахиню. «Роман Дидро я не читала, но когда взялась за него, он показался мне во многом очень забавным», - признается актриса. Возможно, этот факт несколько повлиял на игру Юппер: ее сестра Тереза смотрится немного карикатурно, но это никак не мешает общему тону картины.

Фильм Никлу многие критики сравнивают с лауреатом прошлогоднего Каннского фестиваля «За холмами» Кристиана Мунджиу. Как и в картине румынского режиссера, монастырская жизнь в драме Никлу не является чем-то чудовищным. Просто она не подходит Сюзанне, так стремящейся к свободе. Свободе выбора и свободе слова, которую Дидро воспел уже три столетия назад...



текст: Мария Веселова,
обозреватель журнала DIJEMI, Страсбург, Франция

Просмотров: 3324


 
Оставить комментарий

 
 
 
 
 
Все статьи раздела